Я родился в СССР [эпизод четвёртый]

Я помню первый звонок, первую линейку на заднем дворе школы, как вели за руку меня старшеклассники в мой первый класс.

Ещё в середине лета родители мне купили набор первоклассника. Те, кто жил в СССР, наверняка помнят такой. Он был из твердого картона с необходимыми для первого класса канцелярскими товарами. Школьная форма: пиджачок и брюки. Все помнят на рукаве шильдик с раскрытой книгой и восходящем солнцем, символизирующим слова «Знание – свет». В старших классах эта нашивка отрывалась 1 сентября ещё на пути в школу, а тем кому «мама не разрешала отрывать», помогали.

 

Учёба в первых трёх классах прошла, думаю, у всех одинаково: прилежные отличники и хорошисты, сидящие с прямой спиной и сожженными ручками. На все вопросы отвечали, подняв руку и вставая. Радовались каждой пятёрке, а четверке уже расстраивались. Сейчас всё по-другому: «трояк» — лучшая оценка, выше и не надо. Другие ценности, другая страна, другие люди.

Все не любили носить в школу вторую обувь? Лично я прорывался после звонка со своими сверстниками без второй обуви сквозь ряды дежурных и уборщиц. Вообще опоздать на урок было чем-то из ряда вон выходящим. Только к концу школы мы позволяли себе задержаться с перемены, придумывая всякие отговорки, но в младших классах учились от «звонка до звонка», ведь «звонок для учителя!». Все помнят эту фразу, а так же другие хиты наших учителей:

  1. «А голову ты дома не забыл?»
  2. «Завтра с родителями в школу!».
  3. «Раз никто не хочет отвечать – открываем журнал и по списку».
  4. «Выйди из класса и зайди, как положено».
  5. «Ты школу со справкой закончишь».

Таких фраз, наверное, каждый может привести с десяток, а, может, и более, но больше всего мне нравилась фраза «Раньше сделаете, раньше пойдете домой», звучащая на последнем уроке. И при этом заданий было столько, что решать нужно было в упор целый урок или больше.

Помните, как учитель открывал журнал и вел ручкой по журналу, и каждый интуитивно знал, что его фамилию глаза учителя уже прошли. Вздох облегчения и злорадный смех, адресованный неудачнику, идущему к доске – было всё. И надо мной смеялись, и я стоял у доски и краснел от незнания простых вещей и выпучивал глаза, умоляя одноклассников подсказать.

И ведь подсказывали: кидали записки с решением, писали на листках и показывали из-за спины, шептали и думали, что учитель не слышит, до тех пор, пока он не говорил: «Мне что вам одну оценку на двоих ставить»?

Помните, как на контрольных закрывали тетрадь рукой, чтобы никто не списал. Как отличники всем говорили, что они не знают, как делать, но при этом первыми сдавали задание и получали пятёрки. Как учитель ходил между партами, смотря, как кто решает, и было великим везением для всего класса, если она кому-то помогала с решением. Просто пока она объясняла ученику правильность решения, все успевали заглянуть в учебник, шпаргалку или успеть списать.

Шпаргалки – как только не изощрялись мы в школе. Складные гармошки с формулами и правилами по всем карманам, включая носки, надписи на руках и ногах, учебники за спиной. Мы учились обманывать самих себя. Чем дальше, тем сложнее было учиться тем, кто вовремя не взялся за учёбу. Всеобщая «отличность и хорошистость» к окончанию школы сползла до троек.

Лучшую шпаргалку, которую я придумал, была запись формул на шестигранном карандаше. На его гранях писались все формулы, и даже, когда сидишь на первой парте перед учителем с одной тетрадью и ручкой с карандашом, всегда есть возможность подглядеть формулу.

А помните, как перед контрольной все пересаживались на варианты к отличникам, но учителя были мудрее и варианты распределяли не по рядам, а по четверкам, или хуже того всем слабым ученикам давали один вариант.

Я ещё застал время, когда у нас над ребятами, которые не успевали по предметам, брали шефство. Были и пионерские собрания, и утренние пятиминутки «политинформации», думаю, все помнят их, как и надписи красной ручкой в дневнике.

Дневник охранялся, как зеница ока, если в первых классах он лежал на углу парты, то в старших скрывался или засунутый на половину в штаны за спиной, или за двойным дном в портфеле или дипломате. У кого был дипломат, наверняка помнит, как отклеивалась внутренняя верхняя часть верхней крышки, из-за чего получалось хорошее место для тайника.

Если всё же был шанс, что дневник попадёт к учителю, его страницы намазывались воском от обычной свечи, и тогда написать ручкой на этих страницах было невозможно.

В старших классах дневник всегда покупал я сам. Приходил домой, и родители пронумеровывали страницы ручкой, чтобы не было соблазна их вырвать. Но им было и невдомёк, что дневников было куплено два. Специально, чтобы они были из одной партии и их размеры, отверстия от скрепок, цвет страниц полностью совпадал. К концу учебного года, конечно, вырванные страницы отличались своей зашарпанностью от новых листков дубликата, но эти листы «застаривались» натиранием о парту.

 

Однажды, когда на одном из уроков французского мне влепили заслуженную двойку, я на перемене вырвал и подменил страницу, какое же было удивление учителя, когда через полчаса, на следующем уроке я получил пятёрку и не хотел давать дневник.

Я не открыл Америку, «шалости» с дневником были обычным делом, это делали все: и двоечники и отличники. Уже после школы как-то в задушевном разговоре с мамой я раскрыл ей все «карты», как и что было в школе. Для неё это было, мягко говоря, сюрпризом. Ещё больший сюрприз был раскрытие тайника дома, где я хранил дубликат дневника. Никто и никогда не смог его найти.

Вы думаете, вы знаете всё о своих детях? Вы знаете именно столько, сколько они позволяют вам узнать. Как бы вы не искали потаённых мест, они всегда будут и порой под вашим носом.

Перемена – лучшее время в учёбе. За пять – пятнадцать минут можно было наиграться и набегаться вдоволь. В зависимости от возраста игры были разные: от догонялок до «трясухи». Трясли мелочью на весь коридор, ютились на узких подоконниках. Играли только по «белякам» или «желтым». Самые отвязанные играли «по всем».

Для тех, кто не понял, о чем речь: «беляки» — белые медно-никелевые монетки 10, 15, 20 и 50 копеек, рубли никто не ставил. «Желтые» — мелочь, номиналом 1, 2, 3 и 5 копейки. За перемену можно было выиграть или проиграть деньги на обед. Удачей считалось при игре «по всем» поставить копейку, а выиграть пятьдесят или больше. Бывало, трясли кучу, которая еле помещалась в кулаках. «Трясуха» естественно была запрещена в школе и у того, кого ловили за игрой, в лучшем случае вызывали родителей, а в худшем писали письмо им на работу.

А помните ли вы, что в СССР на 1 рубль можно было купить:

2 билета в кино на вечерний сеанс.
4 пачки сигарет «Астра».
1 студенческий обед [первое, второе и компот].
5 пачек сигарет «Дымок».
1 день проживания на курорте [Анапа, Сочи, Адлер, Алушта, Алупка]
1 жевательную резинку «Donald»

Зимой «били» друг друга зимними шапками, чтобы наэлектрилизоваться и потом коснуться чужого уха или щеки. Разряд тока порой удивлял своей силой.

Играли в марки, когда хлопаешь по ней ладошкой, а она должна перевернуться. Играли в колпачки от одеколона. Играли и на уроках: всеми любимые морской бой, крестики-нолики и точки. Порой за игрой проходил весь и не один урок, и пройденный материал пролетал мимо ушей. Возможно, в этом отчасти виновата школа и учитель в частности.

Смотря сейчас в ютюбе интересные опыты по химии или физике, задумываешься, почему нельзя было преподносить опыты на уроках в интересной форме. Да и вообще, за всю учёбу в школе я лишь пару раз видел опыты по физики, а по химии лишь однажды.

Красивые, интересные и познавательные опыты на уроках, которые могли бы заинтересовать детей – вот что нужно для современного образования, на мой взгляд, а не сухие формулы со словами «выделение большого количества тепла и выпадения в осадок». Детям нужно всё видеть собственными глазами.

Как я писал в прошлом эпизоде, среди детей со скоростью света распространяется любая идея и приобретает массовость. Кто-то что-то показал, и вот уже вся школа кидает шарики от подшипников по окнам. Помните эти круглые дырки на окнах? В каждой школе были такие, возможно и в каждом окне школы.

Я уже рассказывал чуть выше о переменах, но самой главной переменой была перемена, на которой был обед. За пять минут до конца урока, уже все сидели на изготовке, в ожидании заветного звонка.

Цунами из сотен детей, несущихся по коридорам школы после звонка с урока в столовую – наверное, ничто не могло её остановить, а тем более выстоять на её пути. Первый, кто прибегал в столовую, получал большую порцию, последний – котлету в какао. Бывало, что, забежав первыми в столовку, держали дверь, не давая другим войти. Озоровали.

Зимой, конечно же, все выбегали на улицу, играть в снежки, а узнав, что скоро итоговая контрольная ели снег, чтобы заболеть. Весной искали клевер с четырьмя лепестками, ведь, как мы верили, если его съесть, то обязательно сдашь экзамен.

У всех, конечно же, были любимые и нелюбимые предметы. Физкультура, она же физ-ра, возможно самый любимый урок всех школьников, вот только лыжи я не любил.

А кто помнит прозвища своих учителей? У нас в школе были такие:

  1. Учитель труда –      «горбатый».
  2. Учитель рисования –      «карандаш».
  3. Завуч – «Махно».

А у вас называли «за глаза» учителей? Напишите в комментариях, будет интересно! А пока я ставлю запятую в своём рассказе о школьных годах своего детства, и, как всегда, если данная статья вам была интересна, прошу вас, порекомендуйте её в социальных сетях.

Оставь свой след на Ценорезе! Проголосуй за статью!

Так себеПойдетХорошоОчень хорошоОтлично! (3 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Комментарии

9 комментариев к статье “Я родился в СССР [эпизод четвёртый]”

  1. 9
    Сергей Михайлов написал:

    Добрый день, Павел.
    Прочел — как на войне побывал, конечно волнительно все это , и страшно! Люди просто мясо для вождей… Царство небесное вашему дедушке!

  2. 8
    Павел написал:

    Мой дед Богатов Ксенофонт Иванович 1897 г.р. был призван в армию из села Кобельма (ныне Калиновка) Красноярского района г. Куйбышева в октябре 1941 года. На этот момент у него было 7 детей…
    Бабаня сделала мешочек в которой положила земли и маленькую иконку. Дед особо не верил в это, но всю войну проносил этот мешочек с собой, и остался жив. За всю войну было два легких ранения и три контузии, хотя всю войну провел в окопах.
    Собрали мужиков в деревне и на 3-х подводах отправили на призывной участок в село Елховка.
    Многое что он рассказывал, мне пацану было малоинтересно в то время. Но что- то отложилось в голове.
    Всю войну он прошел пехотинцем с винтовкой наперевес. Сразу после призыва попал под Москву.
    Рубка там была очень сильная. В первый бой их рота пошла вооруженная винтовками но патроны давали только по 5 штук и то каждому третьему. На вопросы что делать тем у кого нет патронов им сказали там возьмете! Как говорил дед он сразу понял, что посылают их на смерть. Привели в окопы, дед нашел кусок железа и начал сразу копать лаз в окопах (он это делал всю войну) Над ним начали подсмеиваться , а он копал. Как он говорил что начался обстрел наших позиций из пушек а после налетела авиация, дед залез в выкопанный лаз. Тут его первый раз закопало. Когда откопался то увидел что все перепахано взрывами и не одного живого от его роты не осталось. Взял чью то винтовку нашел патроны и лесом пошел обратно туда от куда их привели. Где были фашисты он не знал, как говорит шел очень аккуратно (хорошим охотником был в деревне)
    На вопросы как жили в окопах зимой, говорил что было очень холодно. Под Москвой было еще очень голодно, не кормили, у многих (и у деда то же) начиналась водянка (так он говорил) Пили очень много воды и тело все разбухало. Я спрашивал был ли у него автомат, он говорит что в руках его первый раз держал в 1943 году. До этого и после у них были только винтовки и он говорил что винтовка лучше автомата тем что дальность стрельбы у нее на много больше и бить фашистов легче на дальних расстояниях, плюс штык длинный. Спрашивал какой бой был самый страшный, он говорил все бои, но самое страшное это рукопашное сражение, он был в трех рукопашных. Страшней этого он не чего в жизни не видел. На вопрос давали ли им водку перед боями, он говорил что да давали но он не когда ее перед боем не пил, сливал в фляжку и выпивал после боя (вообще он любил это дело, выпивал хорошо) Те кто шел пьяный в бой в основном погибали из за пьяной дурости… Я спрашивал а были ли те кто прыгал на дзоты он говорил что сам такого не видел но война многим расшатывала нервы. Как пример рассказывал что лежали они в саду, вишня цвела, фашист поливает из пулемета, головы не поднять, рядом лежит мальчишка лет 19-20 не с того не сего вскакивает и побежал, конечно же погиб сразу. Еще рассказывал как ему везло. Стояли в лесу, его поставили охранять блиндаж, поменяли, он говорит я только спустился в блиндаж , взрыв мощный, вышли смотрим от того парня что его поменял на сосне висит часть гимнастерки и больше не чего не осталось. Спрашивали его когда в атаку поднимали кричали ли за Родину за Сталина он говорил что кто то кричал, он сам не кричал так как надо быть внимательным, он говорил что в открытую он не когда не бежал всегда за кем то бежал, говорит упадет я за другим бегу. На войне погибнуть легко, выжить трудно. Еще рассказывал что лежим в поле впереди метров в 20 лежит убитый фашист, на руке часы, а часы в то время очень ценились, друг его говорит сейчас сползаю, сниму. Дед говорит зачем все это надо, а тот полез, только дополз до него, снайпер убил его.
    Два ранения было, в одном нос сильно порезало осколком, в другом палец указательный на правой руке пулей выбило (так и был палец согнут всегда, как будто на курке держал)
    В 1943 году пришла похоронка на него, он говорил что так же была бомбежка залез в выкопанный лаз в окопе. Снаряд разорвался рядом, закопало его, начал откапываться, услышал немецкую речь, притаился, пролежал в земле двое суток, наши начали наступать но другим фронтом он с ними в бой пошел. Так он попал на другой фронт. А с старого фронта отослали похоронку.
    Про вооружение говорил что солдат без оружия и патронов это просто мясо, всегда у него была винтовка, пистолет не большой у немецкого убитого офицера взял, это еще под Москвой и штык немецкий . Пистолет и штык привез домой (пистолет я не видел говорят он его утопил в туалете) а штык помню и помню еще немецкий ремень он об него точил опасную бритву.
    Спрашивали про немецких языков, он говорил что некоторых после допросов отдавали в окопы…
    Так он и провоевал с октября 1941 до мая 1945 года от Москвы до Кёнигсберг…
    Умер в 1990 году.

  3. 7
    Сергей Михайлов написал:

    Добрый день, Павел.
    Буду признателен вашему рассказу. Присылайте через комменты! Спасибо!

  4. 6
    Павел написал:

    Огромное спасибо за воспоминания…
    У меня есть обрывки воспоминаний мной написанные о своем деде где он рассказывал про войну, текст слабый, но моменты очень интересные. Если надо могу прислать вам…

  5. 5
    Сергей Михайлов написал:

    Да жизнь не сахар у вас была. У меня бабушка тоже лес валила, брёвна таскала, сейчас на неё гляжу и не могу поверить.
    По большому счёту о том времени я знаю лишь из фильмов (лучшие фильмы, теже «Девчата»), да по рассказам бабушек и дедушек.
    Да, читали много раньше, я еще застал то время когда ходили в библиотеку, но сам читал «из под палки»… сейчас жалею 🙁 , но навёрстываю упущенное.
    А тётю вашу арестовали по политической статье? Тогда всех по ней сажали, хотя от своих родственников не слышал, чтобы кого то и когда то забрали или арестовали. Почему то сложилось впечатление у меня, что арестовывали только из средних и высших слоёв, а простой, рабочий люд не трогали. Может я ошибаюсь? История такая штука, что как захочет государство, так и будет…
    Нужно, чтобы бабушки, дедушки, родители как можно больше рассказывали своим внукам и детям об истории.

  6. 4
    Лариса написал:

    Ой. Так то оно так. Но отец погиб на фронте. И нас у мамы на руках осталось трое. Я и племянники.Это сейчас детей в мусорные баки выбрасывают, пропойцы родители не уделяют внимания детям своим..их материнских прав лишают.
    Как мы выжили, что мы ели. А жили в маленьком Богом забытом хуторке. Тетю, за колоски, арестовали и погнали Волго Донскрй канал рыть.В хуторе война мужчин почти всех сничтожила. Землю на быках распаивали. Подранки дети рано взрослели.
    Вспомню вздрогну.
    Но выжили, и все мы трое получили высшее образование. Сейчас это было бы проблематично.
    Много читали, ибо библиотеки были бесплатныею
    Кино? детский билет 10 копеек был. Привозили кино в хутор пару раз в месяц- такой праздник был.
    Одевались скромно. Но обязательно носили мы косы и банты. без макияжа и пр. Жили мечтой про коммунизм.

  7. 3
    Сергей Михайлов написал:

    Добрый день, Лариса.
    На мой взгляд, для тех кто захватил большей частью своей жизни 50-70 годы было самое лучшее время. Сугубо личное мнение, хоть я и не жил в то время, но всё же… чистое, доброе время, пусть и без заваленых полок…

  8. 2
    Лариса написал:

    Средь ночи проснулась. И фиг с бессоницей.скорей в комп. Ой. Меня кто то читает.Даже неловко всегда делается. Как будто кого то обманываю . Кому интересна простая пенсионерка преклонного возраста.
    Открываю наугад блог Сергея Михайлова и зачиталась.

    Поделюсь и я своими воспоминаниями о своей школе СССР.Пошла я в первый класс в 1948 году.

    Меня дразнили «Курица» самая маленькая и несуразная.
    У учителей тоже меткие клички.

    Молекула (химичка), щука, королева красоты -Нина Семеновна Зотова уч.немецкого языка.

    В первом классе у меня школьной формы не было, это было послевоенное время..зато были керзовые сапожки.

    Проезд на автобусе стоил 4 коп, трамвае 3 коп, буханка хлева 20 копеек, 1л молока 24 коп., кататься на карусели и качели010 коп. мороженное эскимо на малочке-11 коп….

  9. 1
    Andrey12 написал:

    Спасибо, большое спасибо за пост.
    Было всё-всё, что ты перечислил, добавлю — бегали купаться, плевались пластилином из трубочек, били стёкла (случайно), доставали учителей — это сабо сомой,
    прозвища — уч.рисования — Пензлик-спекулянт (кисточка, рус.), трудовик — СМ (постоянно добавлял эти буквы в разговоре), уч.английского — щур (крыса), остальных — соответственно фамилий, имён-отчеств, в основном безобидные.
    Ты за меня на 3-4 года моложе, я 1972 г.р., г.Ровно, Украина СШ №22

Задать вопрос

WordPress: 51.44MB | MySQL:103 | 1,457sec